Дом танцующего божества
Посреди большого участка на границе соснового леса и березовой рощи был выстроен массивный двухэтажный кирпичный дом с высоким фундаментом, перекрытиями из железобетонных плит и низкой покатой крышей. Он строился тяжело - уже дважды у дома поменялась кровля, а теперь, наконец, было объявлено о его готовности к чистовой отделке. Для оформления интерьера и был приглашен заказчиком давний друг нашего журнала архитектор Георгий Воронин.
Но проведенная специалистами перед началом работ экспертиза обнаружила ряд существенных недостатков в инженерном оснащении дома. Кроме того, внутреннее планировочное решение не отвечало пожеланиям заказчика. В итоге было принято решение кардинально изменить как внутренний, так и внешний облик дома.
Таким образом, архитектору предстояло помимо проектирования интерьера провести также реконструкцию дома. Перед ним стояла задача: сохранив частично в качестве основы уже имеющееся строение, создать просторный, комфортабельный дом для семьи из трех человек - молодых родителей и ребенка, мальчика шести лет.
Проект должен был отвечать вкусам и запросам людей, повидавших мир, имеющих ярко выраженные эстетические пристрастия (в частности, увлеченных искусством Индонезии) и вместе с тем достаточно контактных, гибких и способных воспринимать новые для себя чужие идеи.
Перестройка. Фасад
Заказчика не устраивала громоздкость построенного дома. Она составляла резкий контраст с окружающим ландшафтом. А внутри двусветный зал, уходящий ввысь почти на десяток метров, вызывал аналогии с Кельнским собором и не располагал к обустройству семейного быта.
Поэтому, прежде всего, уменьшили высоту дома. Были разобраны многострадальная кровля, верхнее железобетонное перекрытие и часть кирпичной стены. Слева и справа были пристроены два крыла: для гаража и бассейна.
Благодаря этому снаружи дом преобразился полностью - прижался к земле, свободно раскинув пристройки по бокам центральной части навстречу березовой рощице совершенно в духе классической русской усадьбы. В облике фасада преемственность традициям классицизма подчеркнута также охрой стен и белизной декора, белыми колоннами кованой ограды и крыльца с двускатным козырьком. Вместе с тем многочисленные и причудливые изломы крыши и асимметрия фасада позволили изящно ограничиться лишь напоминанием о XIX веке, не навязывая тяжеловесных прямых сопоставлений.
Планировка
Внутри дома на первом этаже благодаря пристройкам вместо единого пространства выстроилась анфилада комнат с двусветной гостиной посередине, что также характерно для русской архитектурной классики. Высота потолка в гостиной уменьшилась на 2,5 метра, но все равно с порога ее объем производит неожиданное впечатление (как в книге Булгакова при входе в “нехорошую квартиру” во время бала у Воланда). Возможно, из-за того, что снаружи теперь дом обманчиво кажется невысоким.
Слева от гостиной расположились столовая, кухня, переход в гараж. Справа анфилада раздвоилась на гостевую зону (спальню со своим санузлом) и оздоровительный комплекс (бассейн, душ и сауну) вкупе с хозяйственной комнатой (прачечной).
Просторный вестибюль отделен от гостиной простенком в окружении широких проемов и полукруглой границей между паркетом и плиткой на полу. Из этой пограничной зоны на галерею второго, теперь мансардного, этажа ведет деревянная двухмаршевая лестница, под которую пришлось прорубать проем в перекрытии. Балюстрады галереи и лестницы с трех сторон замыкают верхнее пространство гостиной.
Галерея проходит вверху вдоль гостиной и заворачивает над проемом между гостиной и столовой. В конце галереи возле арочного окна образовалась зона, которую можно использовать как кабинет, уголок для чтения, отдыха, дневного сна и другого приятного времяпрепровождения. Несмотря на отсутствие ограничивающих стен, она уютна и изолирована от окружающего мира.
В самом начале галереи, возле лестницы, расположен вход в детскую комнату со своим санузлом, в дальнем углу, на повороте - дверь в спальню родителей, а между ними, посередине галереи - в хозяйскую ванную. (Окно ванной смотрит на березовую рощу поверх козырька парадного крыльца.)
Интерьер
Если в отношении фасада пожелания заказчиков не были четко определены и архитектор располагал полной свободой действий, то в проектировании и оформлении интерьера они принимали самое живое участие. В результате интерьер в своем нынешнем законченном виде вполне отражает их характер.
Хозяева дома относятся к тому редкому среди заказчиков загородного строительства типу людей, которые не отягощены многочисленными комплексами и не стремятся построить ни воплощение своих не реализованных желаний, ни выставку личных достижений. Может быть, поэтому дом, наполненный реальными ценностями, лишен демонстративной роскоши и большого числа комнат, а также некоторых устоявшихся современных штампов вроде желто-синих сочетаний, камина, джакузи и тому подобного. Дом является скорее результатом материализации эмоций и фантазий своих владельцев (нечто вроде “материализации чувственных идей” графом Калиостро в известном фильме).
Нежной поступью надфьюжной...
Пространство дома выстроено по законам классицизма, объединено в единое целое аскетизмом стен, плоскостью паркетного пола внизу и линией деревянной балюстрады наверху. И после этого оно наполнено этническими, антикварными и современными предметами, которые, казалось бы, должны вступить в жестокое противоречие друг с другом и с самим домом и разорвать его единство. Но вместо этого все эти батики с Бали, старинные иранские ковры, индонезийская мебель и французские диваны и кресла ROZET органично вплетаются
в общую гармоничную картину. (Связующим, переходным элементом, в частности, служат авторские деревянные светильники нескольких типов, выполненные в совершенно самостоятельном стиле.)
Разумеется, это не первый интерьер, который базируется на идеологии ФЬЮЖН (от английского - смешение, или сплав). Это модно, но не всегда бывает удачно. Для того чтобы блюдо кухни ФЬЮЖН - “традиционное европейское блюдо с легким экзотическим опенком” - получилось вкусным, повару нужна легкая рука, а продукты должны быть безупречны.
Соединить на первый взгляд не соединимое в данном случае позволили, во-первых, художественное чутье архитектора и внутренняя легкость, раскрепощенность тех, для кого создавался этот дом. Заказчики могли себе позволить при строительстве дома не быть торжественно-серьезными, как незабвенный Акакий Акакиевич при шитье шинели. Они могли позволить архитектору творить свободно и с радостью принимали участие в приобретении обстановки и декоративных деталей интерьера.
(Как говорил Заратустра, по свидетельству Фридриха Ницше, он “поверил бы только в такое божество, которое умеет танцевать”, а когда взирал “на дьявола своего, то обнаружил в нем глубину и торжественность, серьезность и основательность. Это был Дух Тяжести, это из-за него все утяжеляется и падает”.)
Во-вторых, для того чтобы овеществленная идея дома не стала материально тяжеловесной, а продолжала бы парить над горизонтальными плоскостями и взвиваться вдоль вертикалей, необходимо мастерство исполнителей и взаимопонимание между архитектором и бригадой строителей, воплощающей его планы. Архитектор и дизайнер Георгий Воронин много лет работает с литовской строительной компанией и привык не ограничивать свою фантазию, зная, что все будет сделано не только грамотно и тщательно, но и творчески. В частности, светильники и лестницу строители делали по его эскизам, предварительно выполнив все технические расчеты.
И, наконец, в-третьих, гармоничность пространства дома обеспечена выбором подходящих и высококачественных отделочных материалов.
Гипсокартонное пространство
Стены и потолки образуют в доме некое единство благодаря материалу и цвету - они обшиты гипсокартонными листами фирмы КНАУФ. Поверх гипсокартонной обшивки на стены и потолок нанесен слой гипсовой штукатурки ROTBAND той же фирмы. Потом штукатурка проклеена паутинкой (тонкой стекло-сеткой) и окрашена краской TIKKURILA в нежные пастельные тона. Скорее их можно назвать различными оттенками белого, которые, тем не менее, помогают создавать многообразие в единстве оформления дома за счет смены теплых и холодных тонов при переходе из комнаты в комнату.
Гипсокартон дополнительно утепляет стены и нормализует влажность в доме, так как он довольно активно “дышит”. Его пожаро-устойчивость и положительное влияние на акустику дома также сыграли свою роль при выборе материала для облицовки стен. Были максимально использованы архитектурные возможности гипсокартона. Он маскирует проводку и другие инженерные коммуникации, в подвесных гипсокартонных потолках смонтирована система потолочного освещения дома галогеновыми лампами.
Во влажном состоянии гипсокартонные листы становятся пластичными, и их можно гнуть. При последующем высыхании они восстанавливают утраченную жесткость, зафиксировав при этом новую форму. Это свойство гипсокартона позволило изготовить потолок над бассейном, выгнутый дугой большого радиуса, а также облицевать верхнюю часть проемов арочных окон и проем круглого окна с малыми радиусами, что технологически значительно труднее (см. комментарий 1).
При облицовочных работах особую сложность представляли места стыков гипсокартонных арочных проемов с наклонными потолками мансарды. Никаких рекомендаций в руководствах по использованию гипсокартона для данного случая не было, и строители самостоятельно разработали и запатентовали соответствующий метод.
Деревянный стержень интерьера
Равновесие строгого единого пространства дома и его экзотического наполнения поддерживается в значительной степени благодаря деревянным деталям и предметам интерьера. Протяженность и объем подчеркивает осветленный дуб. Из него выполнены классический квадратный паркет, лестница, балюстрада галереи и декоративные светильники. Акценты же в интерьере расставлены индонезийской мебелью из темного и невероятно тяжелого тика.
Дуб светильников и балюстрады отделан чеканной латунью, состаренной травлением кислотой.
Дуб паркета по широкой криволинейной границе смыкается с полом из керамогранита. Для компенсации расширения древесины при колебаниях температуры и влажности использован метод пробковых вставок, разработанный специалистами фирмы ПАРКЕТ-ХОЛЛ (см. комментарий 2).
Постановка света
Интерьер дома предстает в том или ином свете в зависимости от выбранной системы освещения. При ее проектировании от люстр во всем доме отказались, за исключением детской. Только там, на фигурной металлической подвеске посередине потолка светятся серебряным светом авиамодели с галогеновыми лампами внутри.
В остальном доме функцию верхнего света выполняют галогеновые лампы, вмонтированные в гипсокартон потолков. Деревянные светильники со световыми кожухами (плафонами) из чеканной состаренной латуни светят снизу вверх с двухуровней. Высокие, идущие от пола - с высоты трех метров, а бра, похожие на факелы, - почти из-под потолка. Нижний уютный свет в хозяйской спальне и в кабинете на галерее обеспечивают экзотичные настольные лампы, а в гостевой спальне - торшер современной формы.
Освещение может быть парадным, когда горит много верхнего света, и камерным, почти сумеречным, когда горят только “факелы” на галерее, и отраженный потолком свет не достигает пола гостиной. Помимо выключателей, подсвеченных по ночам светодиодами, светом в доме можно управлять с помощью ручного пульта.
Текстильный дизайн
Шторы, покрывала, обивка мебели выполнены декоратором Светланой Поповой. Она уже в течение четырех лет сотрудничает с архитектурной мастерской Георгия Воронина. Взаимопонимание, прекрасное чувство материала и талант технолога позволяют ей, работая совершенно самостоятельно, действовать, тем не менее, в рамках авторского замысла. В отделке помещений использовались самые разные ткани - от плотного льна до тончайшего искусственного шелка. Мебель обтягивалась кожей и замшей. Одна из технологически сложных задач, которые пришлось решать при реализации данного проекта, драпировка арочных проемов окон.
Растительный мир
Естественному вживлению экзотики в единое пространство дома немало способствует растительный мир. Выбор и размещение растений - целиком дело рук супруги заказчика Елены Знаменской (как, впрочем, и многое другое в этом доме).
Совершим напоследок небольшую экскурсию по завершенному дому
Ступив на плиточный пол вестибюля, вы сразу вовлекаетесь в мир, где соседствуют друг с другом вещи разных времен и народов перед вами в простенке над французской кушеткой суперсовременного дизайна висит индонезийский старинный батик, изображающий батальную сцену с воинами на боевых слонах. Из вестибюля видны лестница и частично гостиная. (Плитка на полу в вестибюле - это керамогранит фирмы KERAMOS, имитирующий состаренную керамику.)
Один шаг через границу плитка-паркет, и вы в гостиной, где
в полном объеме проявляет себя основная фантазийная идея дома. За легкими шторами окон скрыт вид на сосновый лес. Окна, проемы, светильники и домашний кинотеатр выстраивают симметричную структуру пространства. Сверху его завершает галерея. Затем эта симметрия разбивается. Слева, перед входом в столовую, сохраняется свободное пространство, а в середине и справа формируются две зоны за счет, прежде всего старинного иранского ковра и шкуры зебры, а также двух диванных групп соответственно бежевого и фисташкового цветов. Правую часть гостиной завершают живое экзотическое дерево и деревянная скульптура с острова Бали (три птицы, застывшие в танце) по сторонам проема.
Логический центр гостиной - домашний кинотеатр, геометрический и декоративный - столик из тика с мраморной шахматной доской.
В столовой тиковый индонезийский обеденный стол и стулья, обитые кожей, прекрасно себя чувствуют на антикварном иранском ковре. Со стен смотрят современные индонезийские батики. Из столовой двери ведут на кухню и чайную веранду с видом на сосновый лес. Дверь с темными стеклами соединяет столовую с кухней. Удобная современная кухонная мебель из Германии, отделанная светлым кленом, выглядела бы, возможно, слишком прозаично после столовой, если бы тема Индонезии не была продолжена и
в кухне кое-какой утварью и столом и стульями из тика.
Правое крыло дома
Оно наиболее функционально, и поэтому в нем экзотические мотивы отсутствуют. Гостевой блок, и комната, и санузел нарочито лишены стилевой определенности. Доминирующей была идея создания максимального европейского комфорта для гостей. Белый цвет придает гостевой спальне некоторую торжественность, и вместе с тем с его помощью она лишена индивидуальной принадлежности.
Оформление прачечной строго соответствует ее назначению. Бассейн, душ и сауна оттенками сине-голубого кафеля от фирмы KERAMOS контрастируют с остальным интерьером. Это позволяет на время отвлечься от общения с миром Юго-Восточной Азии с тем, чтобы он заново произвел волнующее впечатление на обновленную в сауне душу.
Мансардный этаж
В мансардном этаже, в приватной зоне, люди живут так, как им нравится, ничего никому не доказывая и не демонстрируя.
В спальне родителей мир индонезийской экзотики становится более ощутимым, физически ощущаемым: босые ноги ступают по настоящей жесткой циновке, а рука касается выпуклого рельефа плетеной мебели из бамбука.
Ванная комната в нарушение традиций не примыкает к спальне. Это сделано вполне сознательно и позволило не продолжать в ней фьюжные игры. Это единственное помещение в доме, оформленное в строгом соответствии с определенным и несколько неожиданным для этого дома стилем - стилем старой доброй викторианской Англии. Полосатые обои и стилизованная сантехника из салона GEMPICO (ванная SAMARCANDE и смесители OPUS немецкой фабрики KERAMAG) помогают создать этот заповедник чистого стиля.
Детская комната с мудрой предусмотрительностью лишена всего того, что составляет предмет увлечения родителей. В этом проявляются уважение к внутреннему миру обитателя и отсутствие мелочной опеки. Простота, уют и некоторая недосказанность в оформлении комнаты позволяют ребенку учиться думать самостоятельно и самому формировать свое жизненное пространство по мере расширения сферы интересов.
Итоги строительства
На мой взгляд, при проектировании дома и его интерьера автору при поддержке и сотрудничестве заказчика, опираясь на мастерство исполнителей и помощников, удалось на контрастах и противопоставлениях выстроить гармоничный интерьер, пройдя по узкой межстилевой грани. Не смешать стили, а соединить их элементы в новое, не названное единство. Не впасть в эклектику, а добиться ироничного парения над любой классификацией. И, наконец, просто создать удобный, красивый дом, отвечающий вкусам и образу жизни своих хозяев. В этом доме сформируется свободная, открытая миру личность маленького человека. А ближе к ночи в таинственном свете факелов вдоль анфилады первого этажа будет бесшумно скользить по паркету “танцующее божество” - дух-хранитель этого дома.