Весну на Брестской традиционно встречают "под крышей" Между­народного фестиваля архитекту­ры и дизайна интерьеров, кото­рый вот уже четвертый год прохо­дит в Москве в конце марта. Структура фестиваля неизменна: показ конкурсных работ, выставка изделий для интерьера, насы­щенная программа презентаций, лекций, мастер-классов. При этом постоянно увеличивается число участников, расширяется география работ, растет мастер­ство, о чем заявляло междуна­родное жюри, называя имена по­бедителей.

Жюри фестиваля всегда было представительным, но на этот раз превзошло себя. Достаточно на­звать имена Паоло Риццато, Фран-ческо Луккезе (Италия), Карима Рашида (США). Кстати, мэтры не только заседали в жюри, но и вы­ступали перед многочисленной ау­диторией. Многим особенно за­помнилась лекция Карима Рашида — известного дизайнера и архитектора, профессора Универси­тета искусств в Филадельфии. Как это принято на подобных вы­ставках, большинство конкурсных работ были представлены в виде фотографий на планшетах. Надо обладать развитым профессио­нальным воображением, чтобы при такой подаче полностью воспри­нять авторский замысел. Но даже профессионалы, оценивавшие контраст цвета и форм на много численных стендах, начинали ис­пытывать головокружение. Движе­ние от стенда к стенду вызывало интересный эффект: глаз отмечал "спокойные" интерьеры и четко фиксировал детали, кочующие из проекта в проект, К сожалению, та­ковых было немало. Специалисты говорят: мода, пожелания заказчи­ка Конечно, вместе с заказом ди­зайнер редко получает неограни­ченный бюджет и творческую сво­боду. Но все-таки, все-таки... Отмечались несомненное мастер­ство авторов и стильность конкурс­ных работ. Были и оригинальные идеи, хотя в проектах многих ди­зайнеров преобладала демонстрация собственных возможностей, а не забота о жителях созданных ими интерьеров домов и квартир. Конечно, интересно почувствовать себя римским патрицием, венеци­анским дожем или космическим пришельцем. Но сколько может длиться подобный спектакль — полчаса, сутки, неделю? Большин­ство из нас скоро почувствует не­одолимое желание сбежать с та­кой сцены в спокойное, доброже­лательное пространство. Напри­мер, в такое, как "Дом для Дюймо­вочки" (Галина Копылова, Самара) или "Квартира с бронзовым котом" (Георгий Воронин, Москва), остав­шиеся незамеченными. Впрочем, награды фестиваля по­лучили достойные работы. По­здравляем обладателей первых премий: за лучшую деталь интерь­ера — Наталью Клочкову, Ольгу Корясову (лестница); за лучшее декорирование интерьера — Юрия Коника, Сергея Липского (интерьер клуба "Б-2"); за лучший жилой интерьер — Михаила Фи­липпова (квартира "Венеция"); за лучший общественный интерьер — Ивана Шалмина, Евгения Бар­сукова ("Банк-2002"), Специаль­ный приз жюри и приз Москомархитектуры вручен Виктору Фрейденбергуза "Дизайн массового поражения". А вот Гран-при при­берегли до следующего конкурса, и это, наверное, справедливо. Накануне открытия фестиваля Ка­рим Рашид признавался в любви к русским авангардистам за их стремление изменить мир. Види­мо, какие-то отголоски этого яв­ления он хотел найти "Под крышей дома" на Брестской. К сожалению пока не удалось. Но мэтр собира­ется приехать к нам в будущем го­ду. Значит, все-таки надеется...